рабочая программа по туризму 3 класс.
Календарно – тематическое планирование на 2010-2011 учебный год
туристического объединения «Юные туристы - краеведы».
руководитель: Шевцов Сергей Андреевич
Темы.
- «Введение» - 6 ч.
- «Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста» - 12ч.
- «Азбука топографии» - 8ч.
- «Туристское и экскурсионное ориентирование» - 10ч.
- «Личная гигиена и первая доврачебная помощь»- 10ч.
- «Основы краеведения»- 9ч.
- «Азбука спортивно-оздоровительного туризма»-9ч.
- «Общая спортивно-оздоровительная подготовка»-4ч.
Всего 68 часов, по 2 часа в неделю.
№
|
Дата
|
Наименование тем и разделов
|
Количество часов
|
|
|
|
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
|
|
1. Введение
|
4
|
2
|
2
|
|
1
|
|
Оздоровительная роль туризма
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
1
|
|
3
|
|
Правила поведения юных туристов
|
3
|
1
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
|
14
|
7
|
7
|
|
5
|
|
Основы безопасности в природной среде
|
1
|
1
|
|
|
6
|
|
|
1
|
|
7
|
|
Основы безопасности дома и в школе
|
1
|
1
|
|
|
8
|
|
|
1
|
|
9
|
|
Личное снаряжение и уход за ним
|
2
|
1
|
|
|
10
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
11
|
|
Питьевой режим на туристской прогулке
|
2
|
1
|
|
|
12
|
|
|
|
1
|
|
13
|
|
Групповое снаряжение и уход за ним
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
Организация биваков и охрана природы
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
1
|
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
Туристская группа на прогулке
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Азбука топографии
|
8
|
3
|
5
|
|
19
|
|
Мой дом, моя школа, школьный двор
|
1
|
1
|
|
|
20
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
21
|
|
План местности
|
2
|
1
|
|
|
22
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
23
|
|
Условные знаки
|
5
|
1
|
|
|
24
|
|
|
|
25
|
|
|
1
|
|
26
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Туристское и экскурсионное ориентирование
|
10
|
4
|
6
|
|
28
|
|
Ориентирование по сторонам горизонта
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
1
|
|
29
|
|
|
|
30
|
|
Ориентирование на местности
|
3
|
1
|
|
|
31
|
|
|
1
|
|
32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33
|
|
Виды туристского ориентирования
|
4
|
1
|
|
|
34
|
|
|
1
|
|
35
|
|
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37
|
|
Экскурсионное ориентирование
Экскурсионное ориентирование
|
2
|
1
|
|
|
38
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
|
10
|
5
|
5
|
|
39
|
|
Личная гигиена юного туриста
|
3
|
1
|
|
|
40
|
|
|
1
|
|
41
|
|
|
|
42
|
|
Оказание первой доврачебной помощи
|
3
|
1
|
|
|
43
|
|
|
|
44
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45
|
|
Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
46
|
|
Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
47
|
|
Способы транспортировки пострадавшего
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
48
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Основы краеведения
|
9
|
4
|
5
|
|
49
|
|
Родословие
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
50
|
|
|
|
51
|
|
Моя школа
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
1
|
|
52
|
|
Природа моего края
|
6
|
2
|
|
|
53
|
|
|
|
54
|
|
|
|
55
|
|
|
|
56
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
|
9
|
2
|
7
|
|
57
|
|
Пешеходный туризм
|
6
|
1
|
|
|
|
|
|
|
58
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
59
|
|
|
|
|
|
|
|
60
|
|
|
|
|
|
|
|
61
|
|
|
|
62
|
|
|
|
63
|
|
Полоса препятствий пешеходного туризма
|
3
|
1
|
|
|
|
|
|
|
64
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
65
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Общая спортивно-оздоровительная подготовка
|
4
|
0
|
4
|
|
66
|
|
Общая физическая подготовка и оздоровление организма
|
3
|
|
3
|
|
67
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68
|
|
Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачетный летний поход – вне сетки часов
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физический досуг (туризм) 2012 г.
|
стр.
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
11
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
12
|
- 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(туризм)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО :
050148 Педагогика дополнительного образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
- ориентироваться по компасу и топографической карте;
- применять на практике технику вязания узлов;
- организовать питание в походных условиях;
- разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
- правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
- правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
- принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
- способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
- виды туристских узлов и способы их применения;
- "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
39
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
39
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
9
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
в том числе:
|
|
индивидуальные задания
|
-
|
внеаудиторная самостоятельная работа
|
-
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физический досуг (туризм)
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тема 1. Азбука туризма
|
Содержание учебного материала. Беседа о туризме, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма; особенности пешеходных походов. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. История туризма. Структура туристских органов. Основные нормативные документы по спортивному туризму. Законы туристов (туристская этика). Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.
|
3
|
2
|
Практические занятия. Разработка маршрутов походов.
|
2
|
|
Тема 2. Ориентирование и топография
|
Содержание учебного материала. Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа.
Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов: карта, план, аэрофотосъемка. Масштаб, масштабность карт. Содержание карты.
Сущность ориентирования, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут. Ориентирование во времени, определение расстояний.
История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени.
Прокладка маршрута, составление плана-графика движения. Виды и правила разведки на маршруте. Описание местности.
План и карта. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.
|
5
|
2
|
Практические занятия. Работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты, определение точки стояния, сличение карты с местностью). Составление плана местности.
|
2
|
|
Тема3. Основы медицинских знаний
|
Содержание учебного материала. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Акклиматизация и адаптация
Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний.
Как остановить кровотечение. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль над соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Уход за больным в походе.
|
3
|
2
|
Практические занятия. Оказание доврачебной помощи подручными средствами.
|
2
|
|
Тема 4. Организация питания в походе
|
Содержание учебного материала. Значение правильной организации питания в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов.
Составление меню и раскладка продуктов.
Хранение продуктов в пути. Способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание.
Опасность пищевых отравлений и отравлений грибами. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
|
2
|
2
|
Тема 5. Туристское снаряжение
|
Содержание учебного материала. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Правила укладки рюкзака. Демонстрация снаряжения.
|
1
|
2
|
Практические занятия. Укладка рюкзака. Постановка палатки.
|
1
|
|
Тема 6. Гидрометеорология
|
Содержание учебного материала. Необходимость ведения метеорологических наблюдений в походе, значение характера погодных условий для успеха похода. Виды простейших наблюдений. Природные условия: температура, атмосферное давление, влажность, ветер. Признаки устойчивой хорошей и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Дневник наблюдений.
|
2
|
2
|
Тема 7. Экологическая подготовка туриста
|
Содержание учебного материала. Законы об охране природы, охоте, рыболовстве. Значение окружающей среды для жизни человека. Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки. Особенности совершения туристских походов в природоохранных зонах (заповедниках, национальных парках). Красная книга природы. Исчезающие виды растений и животных родного края. Формы экологической работы в туристском походе.
|
2
|
2
|
Тема 8. Краеведческая подготовка туриста
|
Содержание учебного материала. Понятие термина "краеведение". Общественное и нравственное значение краеведческой деятельности.
Виды походных краеведческих заданий. Методика выполнения походных краеведческих заданий. Знакомство с природой, историей, культурой родного края. Туристские возможности родного края. География России. Знакомство с основными туристскими районами страны.
|
2
|
2
|
Тема 9. Туристские узлы
|
Содержание учебного материала. Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов.
|
1
|
2
|
Практические занятия. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов.
|
1
|
|
Тема 10. Безопасность туризма
|
Содержание учебного материала. Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения, поведение в поездах и общественном транспорте.
Причины аварий в туристском походе: плохая физическая, техническая, тактическая подготовка, низкая дисциплина в группе, недостаточный опыт и низкий авторитет руководителя, перенос опыта одного района на другой, слабое знание района и условий похода, переоценка возможностей группы, резкое изменение погоды, плохо подготовленное снаряжение.
Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), носимый аварийный запас (НАЗ), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров.
Российская поисково-спасательная служба, ее задачи. Правила регистрации туристской группы в контрольно-спасательном отряде.
|
4
|
2
|
Практические занятия. Анализ аварийных ситуаций, оценка действий участников с точки зрения безопасности, отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов.
|
1
|
|
Тема 11. Туристские соревнования
|
Содержание учебного материала. Туристские соревнования - смотры готовности туристской группы к дальним походам. Спортивные разряды, как объективная оценка спортивного роста туриста, разрядные требования по спортивному туризму. Правила проведения туристских соревнований, виды соревнований (техника туризма, ориентирование, краеведение, контрольный туристский маршрут, конкурсы, туристские навыки и быт, топографическая съемка местности).
|
2
|
2
|
Тема 12. Туристские биваки
|
Содержание учебного материала. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к местам привала и бивака. Периодичность привалов в зависимости от условий похода
Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. Особенности организации ночлега зимой. Обеспечение безопасности группы, защита от переохлаждения и отморожения. Вынужденная холодная ночевка, максимально полезное использование имеющегося снаряжения.
|
3
|
2
|
Дифференцированный зачет
|
1
|
|
Всего
|
39
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
информационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, слайды (диапозитивы) по тематике курса мультимедийный проектор; технические средства обучения; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компас, туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки, комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка, перевязочные средства, разномасштабные географические карты, спортивные карты; учебно-методический комплекс дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.
Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.
Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.
Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
1
|
2
|
Умения:
- собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
|
самостоятельная работа
|
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
|
зачет
|
- ориентироваться по компасу и топографической карте;
|
самостоятельная работа
|
- применять на практике технику вязания узлов;
|
зачет
|
- организовать питание в походных условиях;
|
самостоятельная работа
|
- разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе;
|
тестирование
|
Знания:
- виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
|
самостоятельная работа
|
- правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
|
доклад
|
- правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
|
опрос
|
- принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
|
самостоятельная работа
|
- способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
|
тестирование
|
- виды туристских узлов и способы их применения;
|
самостоятельная работа
|
- "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов;
|
контрольная работа
|
|
|
|